julianna_hor13 (julianna_hor13) wrote,
julianna_hor13
julianna_hor13

Category:

Зонт – на все времена.



В окне сверкает молния,
Ливню нет конца!
Доверху наполнена
Канавка у крыльца.

Гром гремит над головой,
Течет река по мостовой.
Мне приносит дедушка
Зонтик дождевой… А. Барто «Дедушкин зонтик»

«В других странах — климат, а у нас в Англии — погода», - так говорят англичане. Выходя из дома, многие в Великобритании берут с собой зонтик: ведь никогда не знаешь, пойдет дождь или нет.
Англичане считают себя знатоками зонтов, поэтому им принадлежит масса суеверий, связанных с этим необходимым аксессуаром.
Например:
- нельзя раскрывать зонт в жилом помещении;
- нельзя класть зонт на стол или кровать;
- если уронил зонт, то просят поднять кого- либо и т.д.
Эти суеверия пришли из не такого уж далекого прошлого. А вот откуда пришел к нам сам зонт? На этот вопрос историки могут дать только предположительный ответ.
Зонт – это древнейшее изобретение человека. На территории современного Ирака были найдены барельефы (XIII века до н.э.) с изображением сцен гуляющей знати с закрывающими от солнца зонтами и опахалами. Этим изобретением пользовались все правители в Египте, Аравии, Вавилона, Ассирии. Зонтик как и опахало стал неотъемлемым символом власти. Но это были зонты внушительных размеров на длинных палках.





Родиной возникновения зонтов принято считать древний Китай. В Тибете светские люди ходили с зонтами, сделанными из павлиньих перьев, а духовенство с белыми и желтыми моделями. Панчен-ламы и далай-ламы часто пользовались двумя экземплярами сразу. Примерно в то же время в древней Индии зонт тоже считался атрибутом власти. Зонты крепили к трону, чем важнее была персона, тем больше зонтов имела его свита. У царя было 13 зонтов, один означал солнце, другие располагались вокруг него, символизируя двенадцать зодиакальных знаков. Как в Древнем Китае, так и в Древней Индии у царствующей семьи зонты были многоярусными, что позволяло определить место владельца при императорском дворе: чем больше ярусов, тем выше по титулу его обладатель.




Как возникла и была реализована идея изготовления зонтов точно не известно, но известно, что все эти зонты изготавливались: из шёлка, перьев, рисовой бумаги, бамбука, с вышивкой, украшались разными ювелирными изделиями и драгоценными камнями, рукояти выделялись золотой инкрустацией. Вследствие чего зонты были доступны только правящей династии, и использовались исключительно в качестве укрытия от солнечных лучей.
Считается, что из Китая зонтики пришли в Японию. Но первоначально в виде головных уборов с широкими «полями» из соломы и бамбука крепились на плечах, чтобы руки были свободными. Слово шляпа и такой вид зонта обозначался одним словом «ка-саа». Позднее японские мастера стали применять для изготовления зонтиков вместо соломы дорогой шёлк и прочную промасленную бумагу, что позволило каплям скатываться, не допуская промокания, также была сделана ручка и механизм складывания.

Таким образом можно утверждать, что в Японии много веков тому назад уже пользовались зонтами не только в жару, но и в дождь. Изготовление таких зонтов было дорогостоящим и приобрести зонты могли себе позволить только знатные японцы, не обремененные работой, так как носили они их сами.
А в греческой, а потом естественно и в римской культуре знатные вельможи наряду с царствующими семействами присвоили себе столь удобную защиту от солнца. Примерно с IV в. до н.э. богатые женщины-модницы выходя на улицу закрывались от палящих лучей солнца с помощью зонтов. Зонты были разных видов: со специальными механизмами для раскрытия и поддержания его в раскрытом виде и простые, имеющие жесткий, не складывающийся ободок. Рукоятка зонта была длинной и сильно загнутой, чтобы идущая сзади рабыня могла нести зонт позади своей госпожи, держась на некотором расстоянии, а также были зонты для самостоятельного ношения самой госпожой.


(Рисунок на вазе в IV. до н. э., изображающий трапециевидный кусок ткани, натянутый на обруч.)


В средневековье знать имела представление о зонтах, но особой популярности эти предметы не приобрели в то время. Возрождение и почитание зонта произошло в Европе, в частности в Италии. Возродила этот аксессуар наследница римской цивилизации — католическая церковь. Католики узнали благодаря миссионеру францисканцу Джованни Мариньолли, который в XIV веке совершил путешествие в Китай и Индию.





Из «Хроники флорентийца Джованни Мариньолли, епископа Базиньянского»: «…И нет народа одноногих, который как будто бы ногой делает для себя тень — просто все индийцы ходят нагишом и есть у них обычай носить в руках маленький шатёр, который они называют хатир. И они защищаются им от дождя и солнца; поэты же ложно обратили этот предмет в ногу».
После признания зонтов при дворе Папы Римского мода на них перекинулась с Италии на Испанию, а к XVII веку дошла и до французского королевского двора. Каркас зонтов того времени был выполнен из китового уса, имел костяную ручку, верх был сделан из вощеного полотна (материал, который на этапе переплетения нитей пропитывается парафином, а готовое изделие обрабатывают воском, в процессе вощения ткань получает свойство не намокать под дождем и не продуваться ветром). Вес такого изделия был от 1.5кг до 4кг. Во дворце тогда появилась новая должность – «почетный зонтиконосец». При Людовике XIV «зонтиконосцами» были заполнены почти все улицы в Париже. Их можно было даже арендовать во время дождя. Весной в Париже 1715 года сделали первый «европейский» вариант складного зонта, а в Англии с 1750 года зонтик стали использовать как средство защиты от дождя. С 1772 года в той же Англии поставили на промышленный поток изготовление зонтов, которые имели практически ту же складывающуюся конструкцию, что и в настоящее время. Зонты стали намного дешевле, и перестали быть принадлежностью исключительно царствующих особ и знати.
Приблизительно в это же время эта полезная вещица пришла в Россию из Англии. Особой популярностью пользовались непрактичные кружевные зонтики. Все дворянское сословие стремилось приобрести в свое пользование зонтики. К середине XIX века в России зонтики распространились уже повсеместно не только среди знати, но и среди представителей других сословий. Зонтики были легкими, спицы и ручки делали из дерева, только рукоять, выполненная из кости, могла утяжелить вес зонта. Украшали бахромой и кружевом, бисером, элегантные дамские зонтики от солнца по-прежнему были самым актуальным товаром, но все активнее стали входить в обиход и более практичные модели зонтов от дождя. Во второй половине XIX века зонт от дождя стал лидировать, оставив позади кружевные.

В девятнадцатом веке зонты были представлены во всем многообразии форм и расцветок. Но фурор произвел изобретатель Самюэль Фокс в 1852 году, сделав зонт на металлическом каркасе, с прорезиненной тканью, доведя конструкцию до современного вида.
После Первой мировой войны к 20-м годам прошлого века женские модели зонтов стали делать бумажными от солнца и клеенчатыми от дождя. Для мужчин очень упростили вид модели зонт-трость, и она постепенно вышла из моды, так как был изобретен зонт который складывался, уменьшаясь в размере вдвое.

В СССР до второй мировой войны не было разделения на женские и мужские зонты от дождя, одно время они все выпускались черной расцветки, но с разными по величине куполами. Зато в столичных и курортных городах страны продавались китайские зонтики от солнца. Второй бум зонтиков от солнца страна пережила в начале 50-х годов прошлого столетия, тогда было очень много разных товаров из Китая, в том числе и зонтики из шёлка или бумаги. Практически все женщины крупных городов, и тем более курортов, были обязаны появиться столь респектабельным аксессуаром тех лет. В то время моду определяла не коммерция, а курс руководящей и направляющей партии страны. После смерти Сталина, на двадцатом съезде коммунистической партии развенчали его культ, чем смертельно обидели Мао Цзэдуна. Начались конфликты, торговля прекратилась, а носить такой зонтик очень быстро стало не патриотичным.

Мода на зонтики от солнца больше не посещала нашу страну до сих пор. Зато в 60-е годы появилось огромное количество разнообразных фасонов и расцветок женских зонтов. Они были уже не из ткани, которая от сильного и долгого ливня начинала промокать насквозь, а были из непромокаемой и легкой ткани «болоньи». Модели были похожи на миниатюрные трости с тонкими, как спица наконечниками. Привычного всем хлястика зонты не имели и фиксировались в закрытом виде с помощью специального кольца или спирали, прилагающийся к зонту.










В нашей стране складные зонты появились в 70-х годах, а вот полуавтоматические складные зонтики ещё были страшным дефицитом, хотя вся социалистическая Европа в середине 60-х получила возможность щеголять с «полуавтоматом». Когда у наших женщин стали появляться в руках желанные зонтики с кнопкой для автоматического раскрывания, то все в Европе осваивали зонт «автомат», который имел возможность раскладываться и складываться автоматически.

Сейчас можно встретить все виды зонтов и моделей, как полуавтоматические, автоматические, так и старинный ручной вариант.
По своему функциональному предназначению зонты бывают от дождя, от солнца и от ветра, универсальные модели и четко разделяющиеся на женские и мужские.
Спицы – это главный элемент конструкции зонта, от них зависит прочность зонта устойчивость к порывам ветра. Поэтому при покупке зонта на спицы следует обращать внимание в первую очередь. Обычные зонты имеют от 6 до 16 спиц. Хотя и встречаются варианты и на 4 спицы, чем больше спиц, тем зонт надежнее и более стойкий при сильных порывах ветра.
Наихудшим вариантом считается спицы, изготовленные из алюминия – металла мягкого и легкого по сравнению со сталью, но слишком хрупкого. Спицы, изготовленные из стали, имеют блестящий вид, достаточно прочны, но придают лишний вес зонту. Плюс в том, что такие спицы обычно не выворачиваются при порывах ветра. Минус в том, что зонт не будет иметь компактный вид. Более легкий, но тоже крепкий материал – стекловолокно. Спицы из него мягкие, похожи на пластмассовые, от ветра не ломаются, не гнутся, но купол может выворачиваться от потоков ветра.
Ткань купола изготавливается из различных материалов. Одним из самых дешевых материалов является нейлон. Нейлон – тонкая ткань, которая быстро рвется, линяет и выцветает. Более прочной тканью считается полиэстер, но его прочность не намного превосходит нейлон.
Эпонж - не дешёвый материал, который не промокает и очень быстро высыхает. Благодаря добавлению волокон хлопка купол зонта приобретает особую прочность и долго служит.
Также изготавливают купол из сатина с водоотталкивающей пропиткой. Такой зонт при наличии хороших спиц прослужит очень долго, поскольку он прочный, не рвется, а способность отталкивать воду уменьшает время высыхания. При открытии ткань зонта должна быть хорошо натянута без провисания.

Важным элементом, на который следует также обращать внимание, является крепление спиц к куполу зонта. Минимально таких точек крепления должно быть две, но чем их больше, тем лучше купол закреплен.
Стержень-ручку лучше всего выбирать из стали. Если зонт складной, то стержень не должен шататься, должен быть монолитом, как у зонта-трости. Неподвижность соединения блоков гарантирует долгосрочность службы зонта.
При покупке откройте и закройте зонт несколько раз в быстром и медленном темпе. Посмотрите, насколько легко механизмы зонта поддаются вашему воздействию. В открытом виде поднимите зонт над головой и потрясите его, послушайте, нет ли дребезжания в стержне зонта. Проверьте чтобы ручка зонта не шаталась. Посмотрите на свет открытый купол зонта, нет ли там маленьких просветов от плохо прошитых швов, дырочек. Обратите внимание на этикетку, на ней должны быть указаны все материалы, из которых зонт изготовлен и срок его эксплуатации.
Зонт сушат в полураскрытом виде. Грязь с купола ткани можно удалить с помощью любого моющего средства и не жесткой щетки.

Зонт – это нужный аксессуар в женском гардеробе. Чем ярче и интересней зонт, тем он больше притягивает внимание к хозяйке. Зонт нужно выбирать не только по техническим характеристикам, надо помнить, что купол раскрытого зонта не должен затемнять глаза и лицо в целом. Поэтому старайтесь брать яркие расцветки и избегать сплошного синего, зеленого, коричневого цвета купола ткани. Если вам нравятся темные расцветки, возьмите нейтральный черный цвет.
В наше время вполне допустимо и не зазорно иметь несколько видов зонтов, можно подобрать разные варианты, главное чтобы зонтик вам нравился.
Женщина, которая хочет нравиться и привлекать внимание к себе, всегда выбирает для себя вещи, которые несут положительный заряд эмоций.
Tags: CCCР, Древней Рим, История, Людовик XIV, МОДА, Франция, бархат, бахрома, виды, выбор, женская мода, женские аксессуары, зонт, история костюма, красота, кружево, мнение, облик, образ, силуэт, совет, средневековье, стиль, ткань, цвет, шарм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments