julianna_hor13 (julianna_hor13) wrote,
julianna_hor13
julianna_hor13

Categories:

«Одного любить не в моде — нынче машут по погоде».История ручного кондиционера. Часть 5 Стиль Ампир

Ампир (франц. Empire - империя от лат. imperium - командование, власть) - это стиль архитектуры и интерьера, который является своеобразным отражением римской классики в сочетании с египетскими мотивами.
Стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился эклектическими течениями. Стиль был выбран отнюдь не случайно. Революция и ориентировалась на образцы античной моды, а европейские страны ориентировалось в моде на новую республику, и подхватили новое веянье с восторгом.
Французская буржуазная революция формально уничтожила классовое неравенство в одежде. Дворянская аристократическая мода уступила место моде буржуазной, основным принципом которой было внешнее единообразие. Классовое положение определялось теперь наличием модных туалетов и украшениями.

Французские мастера ампира вдохновлялись идеей сопоставления Наполеона с римским императором Августом, могущества Франции – с имперским величием Древнего Рима (отсюда название «ампир» – «стиль империи»).

Тот же прямой силуэт, та же простота линий и множество вертикальных складок . Женский костюм делится строго по назначению: бальный, домашний, для прогулок. Веер являлся неотъемлемой частью гардероба, теперь он стал проще и намного скромнее, размер его уменьшился, он остался изящный частью гардероба для аристократки. И, разумеется, веер по-прежнему является орудием дамского кокетства. Но уже начинал сдавать позиции.




Merveilleuses Инкруая́бли и мервейёзы (фр. les Incroyables et Merveilleuses) — во Франции периода Директории (1795—1799) название модников и модниц из роялистский настроенной «золотой молодёжи», вызывающе эксцентричных в одежде и манере разговора.
«До крайних пределов странности и чудачества доведены костюмы так называемых Incroyables и Merveilleuses времен директории.» Костюм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
В их числе причудниц и законодательницами моды в период Директории входили: Жозефина Богарне - императрица Франции в 1804 — 1809 годах, первая жена Наполеона;

Тереза Тальен принцесса де Шиме — светская дама эпохи Французской Революции;

Анн-Франсуаза-Элизабет знаменитая французская актриса –известная как мадмуазель Ланж.

Также Жюли Рекамье полное имя— Жанна Франсуаза Жюли Аделаида известная просто как мадам Рекамье — знаменитая красавица, хозяйка знаменитого литературно-политического салона, который в то время был интеллектуальным центром Парижа. Её имя стало символом, олицетворявшим хороший вкус и образованность. Она была «звездой» европейского масштаба, о которой говорили в России и Англии, в Италии и Германии.

Тип кушетки, на которой восседает мадам Рекамье на картине Жака Луи Давида, стал называться её именем. Форма изголовья, спинки и подлокотников были заимствованы у древнегреческого женского кресла клисмос.
Основной отличительный признак кушеток мадам Рекамье — S-образная линия изголовья, которая, в зависимости от модели, могла иметь разные углы наклона и степень изогнутости.
С лёгкой руки Терезии Тальен и ей подобных решительно выступило на передний план то, что раньше считалось неприличным. Императрица Франции Жозефина ввела в обиход дорогие кашмирские шали и сумочки-ридикюли из бисера в форме ананаса.

Разнообразием отличались и веера, но их объединял стиль полководца-победителя.




Парижские острословы смеялись, что парижанкам достаточно одной только рубашки, чтобы быть одетыми по моде. Эта мода получила название а-ля соваж («a la sauvage» — нагая). В Англии её популяризовала Эмма Гамильтон.
Были популярны светлые оттенки, свидетельствующие о высоком положении, белые, почти прозрачные ткани, кисеи. Материю научились отбеливать. Материалами для платья служили лёгкие хлопчатобумажные и льняные ткани — муслин, батист, кисея, фуляр, кружево, креп, тюль, прозрачная шерсть — дымка.

По внешнему виду платья напоминали рубашки и имели т. н. ампирный силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. ( Пеплос — одеяние с отворотом, спускающимся на грудь и спину, прикрывающим плечи, в отличие от хитона с отворотом, при ношении которого плечи открываются.)



Их шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Полотнища платьев внизу расшивали золотой и серебряной нитью, зелеными пальмовыми листьями. Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами.
Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Рубашка называлась шмиз («chemise»). Женское тело было хорошо видно. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу. Декольте тоже были максимально открытыми. Молодые девушки носили платья покороче, из-под которых виднелись длинные до щиколотки панталоны. Чаще всего их делали из лёгкого шелка — фуляра, отделывали бархатной лентой и оборками.

В эту эпоху «язык веера» стал постепенно угасать и утрачивать своё значение, так как
после революции в обществе стали проще высказывать свои намерения. Демократия охватила все слои населения, а тем более высшее общество.
Однако веер по-прежнему считался любимым дамским аксессуаром. Продолжение следует.
Tags: История костюма, стиль Ампир
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments