julianna_hor13 (julianna_hor13) wrote,
julianna_hor13
julianna_hor13

Categories:

Цвет всегда прав!?

Цвет – древнейшая реальность человеческого бытия. Многообразие этой реальности издавна впитывалась человеческий опыт. Со временем цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Тем не менее, продолжает играть значительную роль в жизни человека. Когда человек делает предпочтение какому-либо цвету, как правило, он не задумывается о самом механизме выбора. У него всплывают какие-то ассоциации, память рисует образы из прошлого, появляются те или иные ощущения. Но при этом человек не задумывается, да и просто не подозревает о взаимосвязи между цветом и психическим настроем. Связь эта существует и она взаимная. Цвет, сочетание цвета, оттенков, преобладание того или иного цвета, все это влияет на психику человека на психическую деятельность человека. Так же психологическое состояние человека отражается в выборе и предпочтении цвета. Цвет оказывает воздействие на деятельность центральной нервной системы, вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета.
Ассоциации зависят от культурных традиций, религии, географического расположения, вероисповедания, от полученного опыта накопленные столетиями, и одновременно от психического состояния человека, его уровня тревожности, наличия и глубины проблем, степени самореализации и ощущения свободы. Мы не будем сейчас так глубоко вникать в суть этой взаимосвязи, так как для ее полноценного раскрытия потребовалось бы изучить не только влияние цвета, но и различные сочетания цветов. Ограничимся пока рассмотрением основных цветовых предпочтений.
На протяжении человеческой истории содержание цветовых символов значительно изменилось — менялась их трактовка и отношение к ним, но суть цветовой символики оставалась неизменной. Речь идет о той части содержания цветового символа, которая остается даже в том случае, когда цвет лишается всех своих внешних, предметных привязок (ассоциаций). Клинические наблюдения цветового воздействия на человека, а также данные психологии цвета позволяют дать цветам следующие психофизические и психофизиологические характеристики:
Красный — возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Красный цвет говорит об опасности, возбуждении, страсти, силе, агрессии и успехе. Благодаря своему мощному воздействию на нервную систему красный цвет может сделать человека непоседливым и неустанным, также наполняет энергией и храбростью, дает ощущение силы. Это следует учесть, оформляя и декорируя интерьер для людей с пониженной жизненной активностью и нехваткой энергии, но не рекомендован легковозбудимым людям. В домашнем декоре этот цвет желательно использовать в умеренных количествах и тех комнатах, в которых собираются работать или находится время от времени, например гостиные, холлы, коридоры. Красный цвет предпочтителен в прохладных помещениях.
Желтый — тонизирующий, бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующий деятельность центральной нервной системы, внушает оптимизм и радость, способствует чёткому и быстрому мышлению. В малых дозах этот цвет способствует созданию счастливой атмосферы к дружеским беседам, однако продолжительное соседство с ярко-лимонным цветом может вызвать мозговое перевозбуждение и беспокойство. Он может утомить, а приглушенные тона располагают к общению. Золотистые оттенки связаны с представлением о богатстве.
Синий — замедляет сердечную активность, если длительное время смотреть на этот цвет, то это может привести к снижению частоты пульса, дыхания и на какое-то время снижает кровяное давление. Синий цвет внушает уважение, лояльность и доверительность. Темно-голубые тона соотносятся с высоким социальным статусом, стабильностью и достоинством. Среди множества оттенков синего, есть оттенок под названием - королевский синий, это название для двух оттенков лазури, светлого и тёмного. Впервые портные сшили для королевы Великобритании Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой (1769-1818) платье именно такого цвета.
В домашнем дизайне темно-синие тона придадут комнатному пространству царственный вид и создадут серьезную атмосферу, тогда как более светлые и яркие тона придадут очарования. В помещениях с такими цветами будет казаться, что время в его присутствии течет медленнее, это следует учитывать, оформляя интерьер людям, чья скорость жизни идет с особенно большой скоростью.


Зеленый — уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает, снимает напряжение, облегчает мигрени. Этот цвет связан с представлениями о жизни и росте, считается расслабляющим и успокаивающим, способен освежать пространство. Чем более приглушен зеленый цвет, тем выше его успокаивающие свойства. Качество доверительности, присуще зеленому цвету, сделало его по всему миру официальным цветом безопасности, дающий сигнал, разрешающий движение. Ярко-зеленые тона, принесут в дом ощущение единение с природой и естественностью жизни. Темно-зеленые ассоциируются со стабильностью и ростом. Зеленые гаммы освежающие, что делает их незаменимыми на кухнях и в обеденных залах. В зеленом цвете сочетается смиренность, утонченность и ощущение чистоты, поэтому его рекомендовано использовать в убранстве больших интерьеров, ландшафтов.
Коричневый цвет - цвет земли, связан с представлением о комфорте. Психологами замечено, что оттенки коричневого особенно популярны в периоды невзгод и экономических потрясений. В рабочей атмосфере коричневый избавляет от ощущения подавленности. В домашнем интерьере коричневый рассматривается как великий уравнитель, «глушащий» другие цвета, и одновременно – как цвет дерева – уместный в любой обстановке. Оттенки приглушенных, нейтральных тонов создают теплую, доброжелательную обстановку, поэтому их рекомендуется применять в жилых комнатах. Светлые тона сделают помещение просторным и внесут ощущение порядка, а темно-коричневый цвет способен породить чувство безопасности и уюта. Благодаря шоколадно-коричневому цвету стены дома будут выглядеть богаче и солидней.
Простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой — дети, подростки, молодежь, люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные, разбавленные оттенки действуют, скорее, успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают более сложные ощущения, отражают потребности субъектов достаточно высокого культурного уровня и предпочитаются чаще людьми среднего возраста, интеллигентного труда, лицами с утомленной и тонко организованной нервной системой.

Продуманное и психологически комфортное цветовое окружение способно во многом нейтрализовать негативное воздействие внешней среды. Ничто не создает настроение так быстро, как цвет, и от того насколько правильно подобранно цветовое сочетание зависит какое настроение возникнет – возбужденное или, напротив, умиротворённое. Он оказывает воздействие на ощущения и внешний вид, даже на поведение. Цвет способен мобилизовать ресурсы личности, а может также успокоить, расслабить, возбудить или привести человека в подавленное состояние.

А многие люди ли могут выражаться через цвет, оставаться индивидуальными, неповторимыми, и очень запоминающимися. Но мы забываем, что наш настрой на жизнь, так же закладывается в наши вещи. Цветовые сочетания, приоритет в цветовых комбинациях играет, огромное значение.
Помните пословицу – « Встречают по одежке…», так как пока человек не проявил себя, о нем начинает рассказ его облик. Давайте помнить об этом! Не обязательно иметь платье от кутюрье, не обязательно бежать к модистке, и заказывать сногсшибательную шляпку. Надо прислушаться к своему состоянию, понять свое настроение и правильно определить его соответствие цвету.
Tags: интерьер, одежда, психология, философия жизни, цвет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments